Предпосылки для создания умного шкафа появились давно. Дело в том, что при перемещении по большой территории депо от ремонтных позиций до склада за инструментом и обратно сотрудники тратили много времени, а с расширением предприятия ситуация только усугубилась. Помещений с инструментом и оборудованием несколько. И в нужный момент на нужном складе может не оказаться кладовщиков. Несколько автоматизированных шкафов, равномерно распределённых по территории, свели бы эти неудобства к минимуму.
Работа над новым проектом была поручена 26-летнему инженеру по ремонту, члену Совета молодёжи Илье Добролюбову. На российском рынке есть аналогичные технологии, но инженер поставил себе задачу сделать полностью оригинальную разработку. «Вызов самому себе» – так сегодня Илья оценивает мотивацию.
«Крайне важно, что работник видит варианты оптимизации производственного процесса и предлагает решения, – говорит генеральный директор ООО «ВСМ-Сервис» Сергей Пономаренко. – Тем более что эта разработка применима во всех подразделениях компании. Поэтому я поддержал не только создание умного шкафа, но и тиражирование его на другие подразделения».
Первый шкаф запущен в эксплуатацию. Он оснащён системой видеонаблюдения и работает по следующему принципу: слесарь прикладывает к считывателю брелок или пропуск, выбирает инструмент и оборудование, после чего открывается нужная ячейка, а информация о том, кто, что и когда взял, фиксируется автоматически. На дверцах нанесены изображения инвентаря, поэтому перепутать ячейки при его сдаче невозможно. Все сообщения для пользователя выводятся на специальный экран. Управление ведётся с сервера, к которому можно подключить неограниченное количество шкафов. Автор программного обеспечения (ПО) – Илья Добролюбов.
«Собственное ПО позволяет по мере необходимости вносить коррективы, – рассказывает он. – Делать своё в наше время – остро необходимо, и одной из задач, которые я ставил себе, было заразить коллег изобретательством. Главное – иметь желание».
У пользователей шкафа есть телеграм-бот, при помощи которого можно получать информацию по компонентам. Пока же шкаф может «сказать», кому и что он выдал, и показать номер телефона пользователя. «Можно добавить и такую функцию, как дистанционное отслеживание содержимого шкафа, чтобы специалист мог понять, есть ли там, к примеру, стремянка», – поясняет Илья Добролюбов.
По словам Сергея Пономаренко, эффект разработки заключается в оптимизации передвижения сотрудника на производственной площадке и повышении уровня сохранности содержимого шкафа, поскольку система позволяет фиксировать личность каждого работника, который пользовался инвентарём. «В совокупности мы получаем повышение производительности труда», – уточнил Сергей Пономаренко.
«Для начала нам бы на всю Подмосковную четыре таких шкафа, – говорит Илья Добролюбов. – Они должны быть расположены по пути на склад. Нет в первом – идёшь дальше, дошёл до последнего – тогда уже на склад. Разработка может быть тиражирована на других локациях, а в более широкой перспективе – хоть в качестве камер хранения на вокзалах».
Установка умного шкафа на других локациях ООО «ВСМ-Сервис» не заставит долго ждать появления ощутимого экономического эффекта. Как следствие – сокращение времени простоя подвижного состава на плановых видах сервисного обслуживания. А это уже экономия для балансодержателя парка – ОАО «РЖД».
Сергей Вершинин
22 июня 2023
Умный шкаф следит за инструментом
В депо Подмосковная, где проводится сервисное обслуживание электропоездов «Ласточка», придумали умный шкаф для хранения стремянок, электро- и пневмоудлинителей и другого оборудования. Разработка помогает повысить производительность труда.