Итоги испытаний вождения поездов по технологии «Виртуальная сцепка» по неправильному пути подвели 8 февраля на Забайкальской дороге. Технологию «Виртуальная сцепка» рекомендовано задействовать при пакетном пропуске поездов по неправильному пути.
Совещание, посвящённое результатам испытаний, провёл заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Центра управления перевозками на Восточном полигоне Ринат Хабибуллин.
Опытные поездки прошли 29 января на участке Белогорск – Возжаевка – Поздеевка Забайкальской магистрали. Впервые технологию «Виртуальная сцепка» тестировали при прохождении поездов по неправильному пути.
Неправильным называют путь, по которому поезда следуют в направлении, противоположном специализированному. Применение виртуальной сцепки при движении поездов по неправильному пути поможет увеличить пропускные способности ЗабЖД, что особенно актуально в период путевой кампании, когда один из путей закрывают на ремонт и поезда в обоих направлениях идут по единственному второму пути.
Однако, как пояснил заместитель начальника отдела технического, технологического сопровождения и развития пропускных способностей Забайкальской дирекции управления движением Николай Фёдоров, электронная карта электровоза распознаёт устройства сигнализации, централизации и блокировки, а также светофоры станций только при движении по правильному пути. Видит их в этом случае и локомотивная бригада. При движении по неправильному пути машинисту и помощнику приходится ориентироваться только на показания локомотивного светофора в кабине, а также на устройства безопасности.
В январских испытаниях, сообщил Николай Фёдоров, были задействованы две пары поездов и четыре электровоза серии 3ЭС5К с поосным регулированием силы тяги, оборудованные ИСАВП-РТ-М (интеллектуальной системой автоматизированного вождения поездов повышенной массы и длины с распределёнными по длине локомотивами).
В ходе первого этапа испытаний со станции Белогорск по неправильному пути в виртуальной сцепке отправились два поезда – ведущий (вес 7073 тонны, длина 74 вагона) и ведомый (соответственно 7065 тонн и 73 вагона). Максимальная скорость движения была ограничена 50 км/ч.
Примерно через час стартовал второй этап: со станции Белогорск по неправильному пути отправились ведущий поезд (вес 6844 тонны, длина 72 вагона) и ведомый (6824 тонны, 70 вагонов). Эти поезда следовали со скоростью более 50 км/ч, но не выше максимально допустимой 80 км/ч, рассчитанной прибором безопасности КЛУБ-У.
«В ходе испытаний обеспечена безопасность движения при следовании поездов с повышенной скоростью», – сказал Николай Фёдоров.
Комиссия в составе представителей АО «НИИАС», эксплуатационных локомотивных депо Белогорск (ЗабЖД) и Хабаровск (ДВЖД), рассмотрев результаты эксперимента, пришла к выводу: при организации пропуска поездов по неправильному пути допустимо и может применяться следование по жёлтому сигналу локомотивного светофора (свободен один блок-участок) со скоростью более 50 км/ч, но не более скорости, формируемой устройством безопасности. Технология «Виртуальная сцепка» подтвердила эффективность, её рекомендовано задействовать при пакетном пропуске поездов по неправильному пути.
Применение технологии движения поездов «Виртуальная сцепка» по неправильному пути уже в этом году позволит повысить пропускную способность Восточного полигона для выполнения установленного ОАО «РЖД» задания по перевозке 161,3 млн тонн груза в порты Дальнего Востока, отметили в Забайкальской дирекции управления движением.
Сергей Донцов
Чита
Справка «Гудка»
«Виртуальная сцепка» – технология движения поездов, при которой управление локомотивом второго (ведомого) поезда осуществляется с учётом информации о поездной ситуации, получаемой по радиоканалу с локомотива ведущего поезда. Управление локомотивами ведущего и ведомого поездов может осуществляться как в режиме автоведения, так и машинистом в ручном режиме. Виртуальная сцепка обеспечивает оптимальный режим движения поездов друг за другом с сокращённым межпоездным интервалом, за счёт чего улучшается пропускная способность участка дороги. Также при виртуальной сцепке исключается простой, необходимый для выполнения операций по соединению и разъединению составов с применением традиционной жёсткой сцепки.
10 февраля 2023
Успех на неправильном пути
Виртуальная сцепка поможет повысить пропускную способность Восточного полигона