logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Всё по плечу

Вопрос обеспечения перевозочного процесса тягой – один из основополагающих для РЖД. Некоторые участники рынка, преподнося покупку новых локомотивов как главное лекарство для своевременного вывоза груза, чаще всего не понимают глубины и многосторонности проблемы.

Тяговый комплекс имеет несколько важнейших составляющих: кадровое обеспечение, производство, эксплуатацию и техническое обслуживание локомотивов. И в каждой сфере есть вопросы, которые необходимо решать для того, чтобы электровоз или тепловоз вовремя встал во главе состава.

Главные действующие лица в локомотивном хозяйстве – машинисты и помощники машиниста. Перемещение грузопассажирских потоков обеспечивают более 130 тыс. членов локомотивных бригад.

Год назад действительно наблюдался дефицит специалистов, управляющих тяговым подвижным составом. Нехватка особенно ощущалась на дорогах Восточного полигона. Привлечь, обучить и воспитать людей в условиях повышенного спроса на человеческий капитал в стране было непростой задачей. Предпринимались разнообразные меры. Повысили тарифные ставки данной категории работников. Действуют зональные надбавки, делающие конкурентоспособной заработную плату на региональных уровнях. Выплачивалось денежное вознаграждение при переходе и командировании в эксплуатационные локомотивные депо Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дирекций тяги из других подразделений дирекций тяги при возвращении на работу ранее уволившихся машинистов и помощников машиниста. Увеличен размер компенсационных выплат при найме жилья для новых и действующих работников. Оптимизирован процесс подготовки по профессии «помощник машиниста», увеличен размер стипендии обучающихся. Задача решена – штаты бригад полностью укомплектованы.

Отдельное внимание уделяется доведению оснащённости и оборудования домов отдыха локомотивных бригад до уровня трёхзвёздочного оте­ля. В депо строятся спортзалы и бани. Модернизируются кабины старых серий локомотивов: ставят новые виброзащитные кресла, кондиционеры, туалетные модули.

Колоссальны усилия РЖД по обновлению локомотивного парка. Вспомните, если в 2002 году МПС смогло закупить только 39 локомотивов, то в 2008-м РЖД – уже 455, в 2013 году – рекордные 804, в 2019-м – ещё 738, в 2021-м – 535, в 2024-м – 562.

Ответственно признаём, что все серии, выпускавшиеся до 2022 года, в той или иной степени использовали импортные комплектующие. После развёрнутой против России санкционной войны все локомотивостроители и сервисные предприятия столкнулись с архисложным вызовом – необходимостью срочного решения задачи импортозамещения важнейших узлов и агрегатов.

Электродвигатели и дизель-генераторные установки, подшипники средней и тяжёлой серий, микропроцессоры, микроконтроллеры, микросхемы памяти, цельнокатаные колёса для локомотивов – только малая часть из числа комплектующих, выпуск которых пришлось осваивать на российских предприятиях. Подвиг, который совершает наша машиностроительная отрасль сегодня, по масштабу можно сравнить только с самой индустриализацией СССР в 20–30-е годы XX века.

Решить такую исполинскую задачу одномоментно просто невозможно. В 2022–2024 годах беспристрастно фиксируем рост случаев поломки локомотивов после плановых видов ремонта, нарушались и сроки выдачи машин из ремонта. ОАО «РЖД» не остаётся безучастным и реализует программу повышения качества ремонтных работ. Отрасль не просто нашла решения в техническом обслуживании важнейших серий машин действующего парка с заменой импортозависимых элементов, но и запустила производство новых отечественных машин. Новейшие мощные тепловозы 3ТЭ28 уже поступили на главный неэлектрофицированный участок железных дорог в стране – в депо Тында БАМа.

Проблемы были, есть и будут, но значение имеет не факт их наличия, а способность РЖД и машиностроителей находить решение и обеспечивать объёмы перевозок тяговыми ресурсами. Самоотверженность работы локомотивных бригад является примером не только для коллектива всей компании, но и других отраслей. Справимся!

Гудок