Детская железная дорога (ДЖД) – это кузница кадров для отечественных стальных магистралей. Сегодня в России действуют 25 Детских железных дорог. Общая протяжённость их путей составляет более 90 км, а парк насчитывает более 200 единиц подвижного состава. Проводниками, диспетчерами, дежурными по станции и даже машинистами работают обычные школьники 4–11-х классов. На Малых магистралях большое разнообразие типов локомотивов. Самыми распространёнными среди них являются узкоколейные тепловозы серий ТУ2 и ТУ7, изготавливавшиеся с середины прошлого века на Камбарском машиностроительном заводе (город Камбарка, Удмуртская Республика).
Чтобы определить и обосновать технические параметры будущего подвижного состава, специалисты Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) совместно с научными и ведомственными организациями в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» разработали Концепцию подвижного состава для Детских железных дорог и технические требования к дизель-поездам. В основу положены результаты детального исследования технологии работы Свердловской ДЖД как наиболее динамично развивающейся, результаты разработок планируется тиражировать на другие дороги.
В ходе работы были определены основные параметры поезда: длина не более 60 м, предварительно рассчитанная конструкционная скорость – 50 км/ч, мощность силовой установки с учётом потребления электроэнергии на собственные нужды, отопление и кондиционирование – 270 кВт.
Кроме того, концепция предусматривает ряд инновационных решений, включая как уже применяемые за рубежом, так и не имеющие аналогов. Для обеспечения экологических требований применяется гибридный привод с использованием аккумуляторных батарей. С учётом сезонного изменения числа пассажиров предусмотрена возможность выбора составности поезда от минимальной (два головных вагона) до максимальной (семь вагонов).
Для создания максимально комфортных условий для пассажиров и юных железнодорожников в концепции прописаны установка системы кондиционирования, аудиосистемы, наличие на борту сети Wi-Fi и разъёмов для зарядки электронных устройств. Интерьер салона и уникальная эргономика кресел позволяют расположить посадочные места лицом к окну и обеспечить широкие проходы, а также сформировать полноценную и удобную зону самообслуживания с вендинговыми автоматами.
Особое внимание уделено удобству людей с ограниченными возможностями здоровья. В головном вагоне предусмотрена расширенная дверь, подъёмные устройства для посадки маломобильных пассажиров в коляске с низкой платформы и специальные места в салоне для установки и закрепления инвалидной коляски. Расположенный в этом же вагоне санузел по своим габаритам соответствует стандартам обеспечения удобств маломобильных пассажиров.
Множество решений при формировании концепции приняты с учётом организации процесса обучения. Кабина повышенной вместимости, в ней кроме машиниста и его помощника могут находиться и наблюдать за работой ещё три юных железнодорожника. Для максимального сходства с существующим подвижным составом колеи 1520 мм, а также для получения полного представления об управлении локомотивом предусмотрена электрическая передача мощности. Автоматизированная система управления дизель-поездом позволит исключать неверные действия юных железнодорожников и предотвращать причинение ущерба подвижному составу и персоналу. При этом система информирует о правильном порядке действий и сообщит обучающемуся о его ошибках.
Для изучения конструкции и работы основных узлов и агрегатов будут установлены метки (QR-код или RFID-метки). При наведении на них мобильного устройства каждый желающий сможет подробно ознакомиться со строением и принципами работы выбранного механизма.
На сегодняшний день разработан комплект конструкторской документации для изготовления дизель-поезда, проводится организация производства в подразделении Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства в Торжке. С 2022 года ведётся масштабная работа с российскими заводами-изготовителями по импортозамещению оборудования дизель-поезда, организован подбор силовой установки на основе отечественного дизеля.
Для использования в дизель-генераторной установке детского поезда предусмотрен также отечественный электрогенератор, опытные образцы которого проходят производственные стадии. Специалисты Камбарского машиностроительного завода в соответствии с изменёнными требованиями к экипажной части и заменой дизель-генераторной установки усилили обмоторенную тележку, переработали конструкцию необмоторенной тележки и рамы головного вагона.
В работе по созданию нового подвижного состава принимают участие научные институты холдинга «РЖД». Так, силами АО «ВНИКТИ» переработана электрическая схема дизель-поезда под использование отечественных узлов и комплектующих изделий, разработан проект системы управления.
В текущем году в рамках плана НТР ОАО «РЖД» продолжаются опытно-конструкторские работы по изготовлению частей и конструкторской документации на узлы дизель-поезда с дальнейшим производством экипажной части, включая рамы вагонов и тележек, а также тяговых редукторов. Завершение сборки опытного образца планируется в конце 2025 года, передача в опытную эксплуатацию произойдёт в 2026-м.
10 июня 2024
ВЗРОСЛАЯ РАБОТА НАД ДЕТСКИМ ПОЕЗДОМ

ОАО «РЖД» СОЗДАЁТ УНИКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ – ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗД С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАБОТЫ ОТ ТЯГОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИТ ОЗНАКОМЛЕНИЕ РЕБЯТ С ОСНОВАМИ ТЕПЛОВОЗНОЙ И МОТОРВАГОННОЙ ТЯГИ ОДНОВРЕМЕННО.