Участники совещания под председательством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Валерия Танаева (на фото справа) обсудили развитие технологий для будущей ВСМ, реализацию программы цифровой трансформации деятельности компании, экологическую стратегию, разработку и внедрение научно-технических проектов.
«Мы не должны подстраиваться под изменения. Ими нужно управлять – и, используя все возможности, уверенно двигаться вперёд», – подчеркнул Валерий Танаев.
Одной из актуальных тем стало применение альтернативного топлива на подвижном составе. Заместитель главного инженера АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» Сергей Журавлёв предложил расширить использование сжиженного природного газа на локомотивах серий 2ТЭ116 и ТЭМ18, которые таким образом станут двухтопливными.
Специалисты Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) разработали новый подход к экономии энергии, идущей на тягу поездов. По словам генерального директора АО «ВНИИЖТ» Сергея Виноградова, суть разработки в ранжировании участков по потенциалам энергосбережения в зависимости от объёма грузоперевозок, профиля пути, установленных скоростей и скоростных ограничений и других факторов. Так, на участках, загруженных менее чем на 60%, целесообразно внедрить энергосберегающие режимные карты с оптимальными параметрами работы теплоэнергетического оборудования, скорректировать в нормативном графике перегонное время хода, сделав его энергооптимальным, продумать мотивацию локомотивных бригад и поездных диспетчеров ради увеличения КПД при минимизации затрат на топливно-энергетические ресурсы. Апробировать методику планируется в течение 2026 года на Северной магистрали. По предварительной оценке специалистов ВНИИЖТа, экономический эффект составит около 1,7 млрд руб. в год.
Разбившись на шесть рабочих групп, главные инженеры подготовили предложения по наиболее актуальным задачам. Например, как усовершенствовать технологию лубрикации в системе «колесо – рельс». Главный инженер Красноярской дороги Роман Кукишев предложил доработать систему гребнесмазывания. Сейчас смазка подаётся строго по гребню колеса и затем разносится по рельсам при движении. Если изменить положение кронштейна, к которому крепится форсунка с жидкостью, смазку можно будет подавать и на боковую грань головки рельса. Отметим, что на Красноярской дороге тестируют комбинированную технологию лубрикации. Стационарная установка, которая обеспечивает защиту и боковой грани, и поверхности катания рельсов, установлена на перегоне с высоким показателем бокового износа рельса Таёжный – Камарчага. Наиболее эффективные предложения, прозвучавшие на совещании, определят перспективное развитие холдинга в части инженерной деятельности.
Алина Васильева, корреспондент газеты «Октябрьская магистраль», Санкт-Петербург
01 сентября 2025
Взять управление в свои руки
Планы | В преддверии Международного железнодорожного салона «PRO//Движение.ЭКСПО» в Санкт-Петербурге прошёл Совет главных инженеров ОАО «РЖД».