Идея восстановить пребывающее в плачевном состоянии место захоронения пришла внуку Якова Модестовича – виолончелисту группы «Аквариум» Всеволоду Гаккелю. Организатором проекта реставрации стал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский, бывший когда-то студентом, лекции которому читала почётный профессор ПГУПСа Екатерина Гаккель.
Мраморные плиты были покрыты мхом, стояли неровно, надписи плохо читались.
«О том, что Яков Гаккель – изобретатель одного из первых магистральных тепловозов, я знал с юности, – говорит Олег Валинский. – После обращения Всеволода мы проговорили возможности с коллегами – в реставрации участвовали не только ОАО «РЖД», но и АО «Трансмашхолдинг», а также Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства».
Плиты выровняли и поставили на новый фундамент, промыли, обработали бактерицидными препаратами, обновили надписи и портреты.
В роли координатора выступил Музей железных дорог России. «Работа по реставрации надгробных памятников инженеров Корпуса путей сообщения компанией ОАО «РЖД» проводится с 2010 года и будет продолжаться», – отметил директор музея Владимир Одинцов.
Мария Трошина
Санкт-Петербург
Справка «Гудка»
Самое известное изобретение Якова Гаккеля (1874–1945) – один из первых в мире магистральных тепловозов ЩЭЛ1, построенный в 1924 году (сейчас представлен в Музее железных дорог России). Под его руководством в тепловозном бюро Теплотехнического института Научно-технического управления ВСНХ СССР велись работы и над другими локомотивами. Среди его детищ также знаменитые самолёты Гаккеля.
07 июня 2023
Железнодорожники восстановили памятник инженеру
В некрополе «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге 5 июня состоялось открытие после реставрации надгробий инженера-изобретателя Якова Модестовича Гаккеля и его детей – океанографа Якова Гаккеля и Екатерины Гаккель, профессора ЛИИЖТа.