Разработанная ПКБ ЦТ Система управления тормозами поездов повышенного веса и длины (далее СУТП) предназначена для применения на подвижном составе железных дорог для синхронного или асинхронного управления автоматическими процессами торможения с головы и хвоста поезда при вождении грузовых поездов повышенного веса и длины с одним или несколькими действующими локомотивами в голове состава.
Система эксплуатируется на сети железных дорог с 2005 года.
Основная функция СУТП – автоматическое одновременное начало торможения головных и хвостовых вагонов в составе поезда, При одновременном торможении сокращается тормозной путь. Кроме снижения продольно-динамических усилий в составе поезда это позволяет уменьшить повреждаемость колесных пар от их заклинивания и образования ползунов, контролировать давление в тормозной магистрали хвостового вагона во время отпуска тормозов. СУТП постоянно контролирует и автоматически регистрирует величину давления в тормозной магистрали локомотива, хвостового вагона и целостность тормозной магистрали поезда.
На сегодняшний день на инфраструктуре ОАО «РЖД» вождение поездов повышенной массы и длинны с постановкой локомотива в голове состава для поездов массой от 8300 тонн до 9000 тонн допускается только с применением СУТП.
Возможно вождение с применением СУТП поездов массой и более 9000 тонн. Ограничивающим фактором является нормативное расстояние передачи данных по радиоканалу – не более 1500 метров, что эквивалентно составу поезда из 120 условных вагонов.