logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Тренажерные технологии

ПКБ ЦТ занимается разработкой и производством тренажерных комплексов для обучения локомотивных бригад уже более 40 лет. С 2009 г. ПКБ ЦТ полностью перешло на производство тренажерных комплексов нового поколения для обучения локомотивных бригад локомотивов различных серий, в том числе самых современных. На сети железных дорог эксплуатируются более 300 тренажёрных комплексов 25 различных серий локомотивов.

Тренажерные комплексы производства ПКБ ЦТ предназначены для профессиональной подготовки, повышения квалификации и формирования практических навыков локомотивных бригад по управлению тяговым подвижным составом в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации, а также в нестандартных и аварийных ситуациях.

В них используется единая система математических моделей, включающая программные модели современных устройств безопасности, автоведения и управления локомотивом.

Для обеспечения реалистичности тренажеры машиниста поставляются с реальными кабинами локомотива. Созданы реальные условия работы машиниста для конкретной серии локомотива. Это позволяет обеспечивать формирование навыков по управлению локомотивом, обрабатывать и доводить до автоматизма действия локомотивной бригады в нестандартных ситуациях.

Машинисты обучаются использованию современных систем безопасности и управления поездом. В составе тренажера поставляется оборудование для учебного класса, которое позволяет обучать группу машинистов одновременно. На экране демонстрируется работа электрических и пневматических схем локомотивов, тормозных устройств и систем грузовых и пассажирских поездов. В программном обеспечении предусмотрен режим остановки времени и работа в пошаговом режиме. В состав тренажера включен анализ продольной динамики с учетом работы автосцепных устройств и автотормозов по всей длине поезда.

Видеосистема тренажерных комплексов создает иллюзию присутствия в реальном локомотиве благодаря отображению путевой обстановки как в лобовом окне с помощью проектора, так и в боковых окнах на экранах телевизоров. В комплект поставки тренажерного комплекса входит отснятый для конкретного депо участок пути и участок пути в 3D-графике. В настоящее время разработана новейшая тренажерная среда, включающая в себя имитацию работы одновременной работы нескольких поездов, а также проведение маневровой работы.

Тренажерные комплексы разработки ПКБ ЦТ не являются локальными комплексами для обучения локомотивных бригад, они входят в комплексную систему обучения проверки знаний персонала. Комплексная система внедрена во всех эксплуатационных локомотивных депо и объединяет в себе, кроме тренажерных комплексов, автоматизированную систему по выявлению нарушений, допущенных в работе локомотивных бригад и автоматизированную систему проверки знаний работников. Система работает таким образом, что при выявлении нарушений в работе локомотивной бригады, информация об этом поступает в систему проверки знаний, где инициируется процесс проверки знаний работника по теме допущенного нарушения. После обработки результатов проверки принимается решение о необходимости проведения практического занятия на тренажерном комплексе. Информация о нарушении и результатах проверок знаний поступает на тренажерный комплекс для учета при формировании задания на учебную поездку, итоги учебных поездок сохраняются для последующего анализа в системе проверки знаний.

В 2010 г. ПКБ ЦТ вышло на международный уровень и изготовило тренажерный комплекс электровоза ВЛ10у для депо Ереван Южно-Кавказской железной дороги Армении. Данный тренажерный комплекс также был модернизирован в 2014 г. в соответствии с современными требованиями.

Для стандартизации тренажерных комплексов разных производителей в 2011 г. приняты «Технические требования к тренажерным комплексам тягового подвижного состава», а также «Методические рекомендации о порядке обучения локомотивных бригад на тренажерных комплексах тягового подвижного состава».

В 2011 г. по инициативе старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича создан выставочный экземпляр тренажера для обучения локомотивных бригад, предназначенный         для эксплуатации в передвижном выставочно-лекционном комплексе ОАО «РЖД» (ПВЛК).

Рабочее место машиниста располагается во фрагменте макета кабины электровоза ЭП1М, в котором размещены пульт управления со всеми необходимыми элементами управления, индикации и сигнализации, а также кресло машиниста, расположенное на динамической платформе для имитации динамических воздействий на машиниста во время движения. Для имитации реальной визуальной обстановки перед рабочим местом машиниста в лобовом и боковом окне кабины машиниста располагаются экраны, на которых отображается поездная обстановка в 3D-графике.

В том же 2011 г. по инициативе старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. и вице-президента ОАО «РЖД» Атькова О.Ю. ПКБ ЦТ разработан и изготовлен тренажерный комплекс для изучения психофизиологического обеспечения локомотивных бригад. Тренажерный комплекс установлен в Отраслевом научно-практическом центре психофизиологии труда негосударственного учреждения здравоохранения «Научно-клинический центр ОАО «РЖД».

Данный комплекс выполнен на базе кабины электровоза ЭП1М, состоит из реального пульта машиниста, рабочего места инструктора и имеет возможность подключения специализированного оборудования для проведения психофизиологических исследований. Тренажерный комплекс оснащен динамической платформой, позволяющей имитировать динамические воздействия на кресло машиниста. Система визуализации реализована на основе 3D-графики. Для обеспечения испытаний на утомляемость в тренажерном комплексе используется условный участок пути протяженностью 300км. Имеется возможность создания повышенных и пониженных температур воздуха внутри кабины.

Влияние различных факторов на адекватность действий машиниста контролируется системой автоматического распознавания нарушений. Для искусственного создания необходимой напряженности поездки имеется возможность вводить различные нештатные ситуации.

В последнее время тренажерные комплексы активно применяются при исследовании и разработке алгоритмов функционирования локомотивных приборов безопасности. С января 2012 г. по февраль 2013 г. в НКЦ на базе данного тренажера проводился анализ эффективности устройства Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста. Также тренажерные комплексы применяются при расследовании случаев крушения поездов, схода вагонов подвижного состава и обрывов автосцепок.

Тренажерные комплексы отвечают требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил.

ПКБ ЦТ разрабатывает и поставляет современные тренажерные комплексы практически всех широко эксплуатируемых магистральных локомотивов (электровозы ВЛ80с, ВЛ10У, ВЛ11, ЭП1, ЭП1М, 2(3)ЭС5К,2ЭС4К, 2ЭС10, 2ЭС6, ЭП20,ЭП2К, тепловозы 2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, ТЭП70БС, 2ТЭ10МК, 2ТЭ25КМ, электропоезда ЭД4М,ЭД9М, маневровые тепловозы ТЭМ7А, ТЭМ18ДМ).

На протяжении жизненного цикла тренажёрных комплексов обеспечивается:

  1. Мониторинг использования;
  2. Анализ результатов учебных поездок
  3. Дистанционное техническое обслуживание по электронным средствам связи ;
  4. Техническое обслуживание на месте эксплуатации;
  5. Ремонт и модернизация.

В 2019 г. разработан и изготовлен менее дорогостоящим в сравнении с полномасштабными тренажёрными комплексами – процедурными тренажерами, предназначенными для изучения различных систем локомотива, обучения управлению локомотивом и поездом, работе систем безопасности и микропроцессорных систем управления локомотивом.

В тренажёрах такого назначения пульты, приборы и органы управления имитируются с помощью сенсорных мониторов. Для удобства отдельные пульты и органы управления представлены в виде полноразмерных макетов.

В настоящее время разработана полигонная симуляция, совместного обучения сразу нескольких машинистов под руководством одного инструктора, который назначает индивидуальные задания для каждого обучаемого. Обучение в таких классах проводится согласно Положению о тренажерной подготовке, утвержденному распоряжением ОАО “РЖД” №904 от 12 мая 2017 г.

На процедурных тренажерах формируются базовые умения и навыки, а также раннее освоенные трудовые операции при решении конкретных производственных задач в нормальных условиях. После получения базовых навыков и доведения их до автоматизма на процедурном тренажерном комплексе, работа на котором стоит значительно дешевле чем на полномасштабном тренажере, назначаются занятия на полномасштабном тренажерном комплексе.

В 2020 г на базе процедурных тренажеров в учебные центры начата поставка классов процедурных тренажеров, позволяющих моделировать сценарии совместной работы локомотивных бригад различных депо на одном поездо-участке и полигоне.

В 2020 г в учебные центры профессиональных квалификаций осуществлена поставка тренажерных комплексов МПТ-6 исп.4 с модулем 1АДМ-1.3, которые предназначены для профессиональной подготовки, повышения квалификации и формирования практических навыков работы «в одно лицо» машинистов машин ССПС по управлению моторно-рельсовым транспортом в условиях, максимально приближенных к реальному производственному процессу.

Тренажерные комплексы могут изготавливаться для следующих серий ССПС: мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-6 исп. 4 оборудованный автоматизированной системой контроля и управления параметрами машины (АСКУМ2) с гидромеханической передачей ГП-300 и модулем для отработки технологических операций автомотрисы дизельной монтажной 1АДМ-1.3 оборудованной автоматизированной системой контроля и управления параметрами машины (АСКУМ2).

По возникшим вопросам вы можете связаться с отделом МВТ по тел. +7 (499) 262-99-07