logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Азы профессии постигал по заметкам деда

Помощник машиниста локомотивного депо Волгоград-Пассажирское Александр Петерсон хранит документы и награды своего деда Валентина Небокова. Именно он в своё время увлёк внука железной дорогой.

В семейном архиве – документы на право вождения локомотива, удостоверение начальника депо, орден Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд», «Ветеран труда», знак «Отличник социалистического соревнования на железнодорожном транспорте». 

В коллекции есть и почётная грамота, вручённая деду в связи с поступлением в СССР пятитысячного маневрового локомотива серии ЧМЭ3. «Дед был отмечен ею в 1985 году в Москве во время визита делегации чехословацкого завода – изготовителя тепловозов», – говорит Александр Петерсон. 

Сейчас грамота висит на стене в доме мамы Александра, напоминает о славной истории семьи. 

На железнодорожном транспорте Валентин Небоков трудился почти 50 лет. В 1949 году он окончил Котельниковское железнодорожное училище и устроился слесарем в паровозное депо станции Петров Вал. Эта должность ему была не совсем по душе. Парень хотел работать кочегаром паровоза, но ему ещё не было 18 лет – по этой причине получил отказ в трудоустройстве на эту вакансию. Он занял её только после демобилизации из армии, а вскоре стал выходить в рейсы уже в качестве помощника машиниста паровоза. За три года набрался опыта и знаний для того, чтобы управлять локомотивом самостоятельно. 

В середине 1960-х в эксплуатацию начали поступать первые тепловозы ТЭ2. Валентин Небоков решил попробовать себя за пультом управления новой техники, но для этого необходимо было пройти курс подготовки. 
«Дедушка вновь сел за парту. Во время обучения были предусмотрены лекции по электротехнике, он их аккуратно записывал в тетрадку. Формулы и законы оформлял одним цветом чернил, описания и пояснения – другим, примеры – третьим. 96 страниц были исписаны убористым каллиграфическим почерком, – рассказывает Александр Петерсон. – Эта тетрадь пригодилась мне во время обучения в Саратовской дортехшколе и МИИТе. Она была для меня вроде учебника». 

Александр решил стать железнодорожником задолго до окончания школы. Ключевую роль в выборе профессии сыграли рассказы деда о работе. 
«Нередко он брал меня с собой в депо станции Ильмень, где работал уже начальником. Мне запомнилось строгое убранство его рабочего кабинета: длинный стол, стулья с высокими спинками и часы на дальней стене», – вспоминает железнодорожник. 

В восьмом классе Александру нужно было написать сочинение на тему «Кем я хочу быть?», и он обратился к старшему родственнику с вопросом, почему тот решил стать железнодорожником. Валентин Михайлович рассказал подростку, как мечтал водить грузовые и пассажирские составы, показал документы на право управления паровозом и тепловозом, талоны по безопасности движения. 
«Дед достиг высочайшего мастерства: мог по звуку определить место неисправности в локомотиве. Он любил свою работу, относился к ней уважительно и серьёзно. У него было чему поучиться», – говорит Александр. 

Часть личных вещей Валентина Михайловича передали в музей посёлка Рудня, что при станции Ильмень. В их числе – чемодан, с которым Небоков ходил на работу. Он занял своё место в экспозиции, посвящённой железнодорожному транспорту. 

Татьяна Волченко 
Саратов