logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Электричка в огне

Локомотивная бригада быстро эвакуировала пассажиров из загоревшегося поезда


Локомотивная бригада Московско-Калужского эксплуатационного депо АО «Центральная ППК» во время пожара в электричке позаботилась о безопасности пассажиров и вступила в борьбу с открытым огнём.
Машинист Александр Николаев (слева) и его помощник Михаил Пичугин в нештатной ситуации сработали быстро и грамотно
Воскресным днём 4 апреля на станции Малоярославец киевского направления произошло ЧП – загорелась электричка. Пожар случился в хвостовом вагоне электропоезда № 6306 сообщением Малоярославец – Москва. Огонь был ликвидирован силами пожарных расчётов МЧС спустя 2,5 часа. На движение других поездов происшествие не повлияло, никто из людей не пострадал. Этому поспособствовали действия железнодорожников – профессионально сработала локомотивная бригада загоревшегося электропоезда, которая приняла меры для быстрого вывода пассажиров из вагонов и сама до приезда пожарных пыталась погасить пламя. О том, что происходило на станции Малоярославец, «Московскому железнодорожнику» рассказал участник событий – машинист Московско-Калужского эксплуатационного депо АО «ЦППК» Александр Николаев.

Вместе со своим помощником Михаилом Пичугиным он готовил поезд Малоярославец – Москва отправлением в 12.12 в рейс. Поезд находился на 7-м пути двухпутного электрифицированного участка Бекасово-1 – Тихонова Пустынь. Ровно за минуту до отправления машинист по приборам безопасности увидел, что неисправно вспомогательное оборудование. Машинист отправил помощника на платформу посмотреть, всё ли в порядке с крышевым оборудованием. И в это время в кабину поступила информация по связи пассажир – машинист о задымлении в хвостовом вагоне.
«Я сразу же направил Михаила на хвост для выяснения причины задымления, а сам начал эвакуацию пассажиров, – рассказывает Александр Николаев. – Объявил по составу, что необходимо покинуть поезд в связи с техническими неисправностями, и вышел на улицу, чтобы проконтролировать. Опустил токоприёмники, закрепил состав тормозным башмаком со стороны кабины управления, потом пошёл на хвост. И увидел очень интенсивное задымление кабины хвостового вагона. Помощник уже готовил огнетушители».

По словам начальника станции Малоярославец Светланы Филипповой, дежурный по станции получила сообщение о задымлении вагона от вывозного машиниста и направила на место происшествия дежурного по парку Артура Варданяна, который находился неподалёку. Он подошёл к хвосту поезда, когда локомотивная бригада пыталась определить источник задымления. Спросил, чем помочь. Машинист ответил: «Выводи людей». Некоторые пассажиры из тех, кто был в наушниках или читал, не слышали просьбу покинуть поезд и остались в вагонах. Артур пошёл по составу и вывел ещё порядка 30 человек. Через 3–5 минут вагоны полностью опустели. «Паники среди пассажиров не наблюдалось. Работники станции совместно с поездным диспетчером организовали движение так, чтобы и в проходящих составах не было видно места происшествия», – говорит Светлана Филиппова.

Локомотивная бригада пыталась найти очаг возгорания, но сильное задымление и нулевая видимость выше уровня плеч не позволяли. В конце концов нашла – в служебном тамбуре, в шкафу № 2, по вздувшейся краске в средней части шкафа. Открыть его руками не представлялось возможным, поэтому Александр вскрыл его «багром малым пожарным». Полыхнул огонь. А в руках уже был готовый к использованию огнетушитель, вовремя поданный помощником.
«Мне приходилось тушить на задержке дыхания по 5–7 секунд, – рассказывает Александр. – Дольше внутри находиться было невозможно из-за плотного и едкого дыма. Вышел на улицу, отдышался, сделал вдох, зашёл, тушишь – огня нет. Убираешь огнетушитель, выбегаешь на улицу – огонь опять набирает силу. Я сделал 3–4 захода и понял, что огнетушителем не обойтись. Решили отцеплять состав, чтобы избежать возгорания следующих вагонов, и вызывать пожарных».

На месте происшествия работали городские спасатели – пожарный расчёт АЦ-40 ГУ МЧС РФ города Малоярославца. Когда локомотивная бригада отцепила неисправный вагон от основного состава на расстояние 70 м и энергетики вручную, в щадящем режиме, чтобы не парализовать движение, сняли напряжение по 5–7-му путям, пожарные приступили к тушению. Двумя машинами они быстро локализовали огонь и ликвидировали задымление. На часах было 14.45. Вагон выгорел полностью.

По предварительным данным, причиной возгорания явилось короткое замыкание в цепях управления электропоезда в шкафу № 2 вагона ЭД4М-0037-09. Окончательные причины выявят эксперты, итоги экспертизы станут известны после 20 апреля. Точно известно одно: локомотивная бригада в составе машиниста Александра Николаева и помощника машиниста Михаила Пичугина сработала строго по инструкции, оценив ситуацию быстро и грамотно.

Впрочем, действия локомотивщиков у самого очага возгорания без специальной защитной экипировки требовали ещё и храбрости. «Мы до последнего пытались спасти вагон, – рассказывает Александр Николаев. – Михаил контролировал ситуацию на платформе, но меня страховал и был готов в случае необходимости тут же включиться в борьбу с огнём».

Машиниста 3-го класса Александра Николаева на железную дорогу привели обстоятельства. Занимался бизнесом, а потом захотел финансовой и социальной стабильности, профессиональной востребованности. И в 2016 году решил сменить профессию. Пошёл на курсы помощника машиниста в Московском колледже транспорта РУТ (МИИТ). Закончил, два года отработал помощником, потом там же отучился на машиниста. И сегодня вполне доволен своим выбором.

Его напарник Михаил Пичугин пришёл на железную дорогу в 19 лет помощником машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Рыбное. Потом пробовал себя в слесарном деле, энергетике, связи, речном пароходстве. Но в зрелом возрасте всё же вернулся в кабину электропоезда – в моторвагонное депо Домодедово. Потом перешёл в ЦППК, в участок эксплуатации, затем в Московско-Калужское эксплуатационное депо.
«Оба хороши как специалисты, ответственные, а это в нашем деле главное. И люди хорошие – добрые и порядочные», – характеризует локомотивную бригаду начальник Московско-Калужского эксплуатационного депо АО «ЦППК» Роман Юшков.

Светлана Новаковская