logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Испытатель машин

Сергей Мальканов называет «Ермак» своим локомотивом

Бывший машинист-испытатель Сергей Мальканов отпраздновал 6 декабря 70-летие. В своё время он обкатывал в практических условиях Восточно-Сибирской дороги многие отечественные локомотивы, в том числе прообраз «Ермака».
Родом Мальканов из маленького бурятского города Бабушкин. После окончания школы приехал в Улан-Удэ, выучился в ДОСААФ на водителя, готовясь к службе в армии, окончил курсы машинистов тепловозов. В марте 1970 года будущий испытатель локомотивов отправился в первый рейс.

В армию Сергея Мальканова не призвали, но его судьба оказалась связанной с Вооружёнными силами: в 70–80-х ему с товарищами доверили водить спецпоезда Минобороны – железнодорожные ракетные комплексы с пусковыми установками.
«К тому времени я прошёл переобучение, получил квалификационный класс, трудился в комсомольско-молодёжной колонне, был наставником», – вспоминает Сергей Егорович.

Испытательная работа Мальканова начиналась с проверки локомотивов. «В конце 90-х в наше депо поступила просьба сформировать бригаду из опытных и грамотных машинистов для командировки на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод», – рассказывает ветеран.

Качество работы завода тогда оставляло желать лучшего. Спецбригаде машинистов поручили приёмку и обкатку отремонтированных на ЛВРЗ локомотивов.
«Ситуация на предприятии действительно была не лучшей. Помню, однажды мы забраковали локомотив, только что вышедший из ремонтного бокса, – в ходе проверки было сделано 400 замечаний», – продолжает Сергей Егорович.

Заводская комиссия, изучив выводы машинистов, подтвердила, что претензии обоснованны. Контроль на заводе был усилен, и вскоре качество ремонта уже не вызывало претензий. А команде Мальканова предстояло новое испытание.
«В начале 2000-х Улан-Удэнский ЛВРЗ начал выпуск модернизированных локомотивов. Образцы прибыли к нам из Щербинки, после госиспытаний и сертификации. Я осуществлял их приёмку, и локомотивы были запущены в производство. Помню, что всего было выпущено 270 локомотивов, и каждый из них нужно было принять, обкатать и проверить на магистральных путях Транссиба и БАМа, – рассказывает машинист. – Многое в инновационной на тот момент технике было нам в новинку – использовались совершенно иные схемы. Вместо привычного пульта в кабине машиниста – микропроцессорная система управления и диагностики. По сути, это были локомотивы, давшие начало «Ермакам».

Модернизированные локомотивы ЛВРЗ представил на железнодорожной ассамблее в Омске, где их осмотрели министр путей сообщения и начальники дорог. Мальканов рассказал им о достоинствах электровоза, его преимуществах. Локомотив всем понравился, и ЛВРЗ продолжил его выпуск. Эти машины передавали в депо Вихоревка и Северобайкальск.

Когда в Новочеркасске готовились к серийному выпуску «Ермаков», Мальканову доверили провести первые пять новых машин по ВСЖД. Их обкатывали по магистральным путям, а следом двигался вагон-лаборатория со специалистами, которые выявляли возникающие неполадки и составляли отчёт. «Так что «Ермак» – это мой локомотив, – с гордостью говорит Сергей Егорович. – Работа была такой интересной, что я и не заметил, как пролетели 38 лет на магистрали. К тому времени я получил «Ветерана труда», Почётную грамоту МПС, знак «1 млн км безаварийного пробега», дважды удостоился именных часов от начальника ВСЖД и готовился выйти на пенсию».

Но до заслуженного отдыха было ещё семь лет работы машинистом-испытателем на Улан-Удэнском ЛВРЗ, куда Мальканова пригласили, когда он попрощался с родным депо.

Сегодня дело Сергея Егоровича продолжает сын Владимир, который тоже связал судьбу с железной дорогой.

Леонид Актинов
Улан-Удэ
Фото автора