logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Ментор для машиниста

Заслуги наставников-железнодорожников признаются не только компанией, но и государством. В числе самых титулованных менторов ОАО «РЖД» – машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Андрей Кухтин. В 2019 году за заслуги в профессиональном становлении молодых специалистов он удостоен отраслевого звания «Наставник ОАО «РЖД», а в апреле этого года указом президента страны награждён знаком отличия «За наставничество».

Железнодорожному делу Андрей Кухтин начал учиться в Барнауле в местном железнодорожном училище. После окончания обучения и службы в армии, в 1986 году, он устроился в локомотивное депо Барнаула на должность помощника машиниста. Позже становится машинистом. Сейчас Андрей Николаевич с благодарностью вспоминает своих первых наставников – машинистов Василия Ворсина и Николая Петренко: «Они обучили меня нюансам работы, объяснили всю нормативную документацию. Но самое важное – приучили к трудолюбию. Именно это я сейчас пытаюсь привить своим стажёрам».

По словам Андрея Николаевича, у него не было цели становиться наставником. Но когда в 2003 году в депо начали активно приходить молодые помощники машиниста, он принял предложение руководства стать машинистом-инструктором и начать обучать младших коллег.

Сейчас в маневровой колонне № 22 эксплуатационного локомотивного депо Барнаул Андрея Кухтина 44 машиниста и 12 помощников. Большинство из них – его бывшие подопечные. «Я даже не могу точно сказать, сколько молодых специалистов обучил. Думаю, несколько десятков», – подчеркнул Андрей Николаевич.

Взаимодействие наставника с начинающими работниками ведётся прямо в процессе работы. «Конечно, в депо проводятся общие занятия по теории и практике, но часто приходится много заниматься индивидуально, так как из-за разных графиков не все попадают на эти занятия. К тому же некоторым необходимо объяснять нюансы работы дополнительно и более тщательно», – подчеркнул наставник.

Общие занятия для своей колонны машинист-инструктор проводит 1–2 раза в месяц, но помочь коллегам он готов в любое время.

Самое главное, по словам Андрея Кухтина, узнать человека, выяснить его слабые и сильные стороны, чтобы найти соответствующий подход. «Плохих или глупых людей не бывает, – уверен он. – Кто-то понимает всё с первого раза и схватывает на лету, кому-то помощь практически не нужна – стоит только его направить в нужное русло. Есть и такие, кому приходится долго и кропотливо объяснять, помогать. И от того, какой человек, я выбираю тактику общения – проявляю твёрдость и строгость или, наоборот, даю больше самостоятельности, возможности проявить инициативу. Если помогать ученикам двигаться в правильном направлении, то всегда можно достичь положительных результатов».

Железнодорожник уверен: нет ничего сложного в том, чтобы быть наставником. Главное – найти в себе силы быть терпеливым. «Конечно, иногда в работе с молодыми специалистами возникают трудности из-за отсутствия у них таких важных качеств, как собранность, организованность и дисциплинированность. К примеру, не всегда работники могут с лёгкостью вести отчётность и работать с документами», – пояснил Андрей Кухтин.

Несмотря на это, машинист уверен, что молодёжь сейчас в большинстве своём грамотная. «Молодые железнодорожники лучше разбираются в технике и быстрее вникают в новые технологии. Хотелось бы, чтобы подготовленных, ответственных специалистов в сфере железнодорожного транспорта становилось всё больше», – подчеркнул Андрей Кухтин.

Анастасия Дорожкина