logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Подвижной состав для кардинальных решений

«Иволги» открыли новый этап развития транспортной системы Москвы


Московские центральные диаметры за год значительно изменили транспортную ситуацию в столице и Подмосковье. У жителей появилась возможность планировать время поездки и перемещаться на очень удобном и безопасном подвижном составе, специально разработанном для городских перевозок, – электропоездах «Иволга».
Проект МЦД задуман и реализован для того, чтобы предоставить пассажирам максимальную транспортную доступность. По планам столичных властей после запуска всех пяти диаметров нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы уменьшится на 10–12%. Решение было смелым, кардинально менялись сами подходы к пригородному железнодорожному движению на уже работающих направлениях, а не на новой инфраструктуре, как Московское центральное кольцо (МЦК), которую можно было спокойно протестировать перед запуском. Московские пассажиры могли бы и не уйти с удобного, быстрого и понятного московского метро, а подмосковные – доезжать лишь до первых по дороге станций метро и уходить в подземку. Но, судя по всему, задуманное удалось реализовать, поскольку МЦД стали популярны в Московском регионе.
«Открытие МЦД-1 и МЦД-2 улучшило транспортное обслуживание жителей Москвы и области. Пассажиры получили современные поезда, тактовое движение, дополнительные возможности для пересадки и новые тарифы на проезд, позволяющие экономить до 75% на ежедневных поездках. Объём движения поездов по сравнению с периодом, когда ходили обычные электрички, был увеличен на МЦД-1 на 73%, на МЦД-2 – на 69%», – отметили в московской мэрии. Рекорд перевозок был достигнут 6 марта этого года – 568 тыс., что на 15% больше аналогичного периода 2019 года, когда на этих маршрутах ещё не запустили тактовое движение. Несмотря на эпидемию и связанные с ней ограничения по движению, за год существования МЦД два диаметра перевезли уже более 130 млн пассажиров.

Ещё одна важная задача проекта – сделать поездки максимально удобными для пассажиров, а для этого требовалось обновить подвижной состав на более современный. Комфорт для пассажира – это обязательная составляющая любой современной транспортной системы, и лишь тогда она будет успешна. Удобное расписание, интенсивное движение, единая билетная система наряду с удобным подвижным составом позволяют воспринимать железнодорожный транспорт как полноценный городской.

Для МЦД на Тверском вагоностроительном заводе (входит в АО «Трансмашхолдинг») был разработан специальный подвижной состав. Символом МЦД стала «Иволга», в которой конструкторы попытались учесть все пожелания пассажиров и спроектировать её не на пригородное, а на городское сообщение. Среди них, к примеру, кроме возможности быстрого набора скорости поезда и плавного торможения, возможность беспрепятственно перемещаться по поезду. Она очень удобна для городских условий. А ещё, что сразу отличает её от всех других современных электропоездов, – простор. Такого просторного подвижного состава пока не может предложить ни один из отечественных производителей, хотя, в общем-то, единственным конкурентом «Иволги» может выступать только созданная на основе немецкой платформы Desiro «Ласточка» производства СП Siemens и Группы Синара. «Иволга» в составе 11 вагонов имеет максимальную загрузку 3671 человек и 668 посадочных мест, что больше, чем у любой модификации «Ласточек».

В «Иволге» отсутствуют тамбуры, что ускоряет посадку-высадку пассажиров, а широкие проходы появились за счёт уменьшения числа мест – можно легко пройти вглубь вагона, а можно и остаться у двери. Парк Центральной пригородной пассажирской компании пополняется 180 новыми вагонами, которые используют для формирования сквозных по всей длине 11-вагонных составов.

В городских условиях у пассажира часто совсем другие потребности, поэтому дверные проёмы шире – целых 1,4 м, в них удобно заходить с детской коляской и велосипедом (для последних, кстати, предусмотрены специальные парковки в первом и последнем вагонах поезда). В салоне есть и специальные аппарели для пассажиров на инвалидных колясках.

Конструкция, которая предполагает большой простор, оказалась неожиданно востребованной при эпидемии коронавируса, когда необходимо соблюдать как можно большую социальную дистанцию между пассажирами для профилактики заражения.

Разумеется, в вагонах есть разъёмы для подзарядки гаджетов, сеть Wi-Fi, туалеты с возможностью использования маломобильными пассажирами – без этого современные электропоезда уже немыслимы. Ещё одна «фишка» – меняющаяся в течение дня подсветка: утром в поезде горит бодрящий холодный свет, вечером – расслабляющий тёплый.

Но наиболее важным в период эпидемии стало то, что в «Иволгах» стоят мощные системы обеззараживания воздуха, которые работают за счёт ультрафиолетовых ламп высокой мощности.
«Чтобы обезопасить здоровье людей, мы предусмотрели в системе микроклимата поезда установку обеззараживания воздуха, – говорит заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов. – Эффективность работы системы определили многочисленные испытания, проведённые профильным институтом Роспотребнадзора – ВНИИ железнодорожной гигиены. Системы обеззараживания воздуха в «Иволгах» интегрированы в системы микроклимата. Внутри устройства установлены амальгамные бактерицидные ультрафиолетовые лампы высокой мощности. Точно такие же используются в медицинских учреждениях. В каждом вагоне поезда работают по две такие установки, каждая обеззараживает до 2500 кубометров воздуха в час. Ещё одна дезинфекционная установка работает в кабине машиниста. Приборы постоянно проводят автоматическую самодиагностику».

Сама по себе «Иволга» меняется с учётом пожеланий пассажиров. Так, с 2019 года выпускается новая модификация – «Иволга 2.0», где появились мусорные урны, стойки для прессы, а также возможность размещения автоматов для продажи продуктов.

Как отмечают эксперты, «Иволги», созданные специально для городского движения с короткими остановками, более удобны для города, чем «Ласточки», и не только за счёт большего внутреннего пространства. У них больше мощность двигателя, и за счёт этого они быстрее набирают скорость. Ускорение составляет 0,9 м в секунду, на треть выше, чем у «Ласточек». Да и сами поезда, изначально адаптированные к российским условиям, дешевле, чем тот, который создан на немецкой платформе.

Московские центральные диаметры продолжают развиваться и совершенствоваться. До 2025 года планируется запустить МЦД-3 Ленинградско-Казанский – между Зеленоградом и Раменским, МЦД-4 Киевско-Горьковский – от Апрелевки до Железнодорожного микрорайона Балашихи и МЦД-5 Ярославско-Павелецкий, который соединит Пушкино и Домодедово. Поэтому потребность в современном подвижном составе будет нарастать.

На совещании по развитию Центрального Московского транспортного узла, которое состоялось в ноябре, отмечено, что в следующем году в планах властей стоит открытие второго главного пути на участке Реутов – Балашиха и увеличение до 16 пар пригородных поездов на горьковском направлении (МЦД-4). Это поспособствует сокращению интервала движения поездов в час пик до 3,8 минуты. Что касается движения в сторону Балашихи, то там интервал сократится в два раза.

Уже до конца года, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, завершится реконструкция Крекшино (будущий МЦД-4). А за этот год строители уже возвели 13 станций.
«Совместно с коллегами из РЖД продолжается активная работа по развитию Московских центральных диаметров: ведётся реконструкция существующих и строительство новых путей, а также создание новых остановочных пунктов, – рассказал Бочкарёв, – новые станции появляются в районах массовой жилищной застройки, а также около транспортных узлов. Их создание позволяет интегрировать МЦД в общую транспортную систему города, связав с другими видами транспорта».

Пётр Каменев
Партнёрский материал