logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Профессиональный имитатор

В МУЦПК появился тренажёр нового поколения для обучения машинистов автомотрис и мотовозов


В Подбельском подразделении Московского учебного центра профессиональных квалификаций (МУЦПК) на этой неделе введён в эксплуатацию первый на сети тренажёрный комплекс для машинистов специального самоходного подвижного состава (ССПС) на базе двух машин: мотовоза и автомотрисы. Тренажёр нового поколения с тяговыми электродвигателями позволит повысить качество обучения и сократит время подготовки специалистов.
Тренажёрный комплекс, предназначенный для обучения водителей автомотрис и мотовозов (МПТ и АДМ-1,3), позволяет отрабатывать базовые моторные навыки управления, работу монтажной площадки и крановой установки, изучать порядок действий в нештатных и аварийных ситуациях в обстановке, максимально приближенной к условиям конкретного участка пути.
«Прежний производитель выпускал тренажёр с гидромеханической передачей, использовал ТВ-экраны с картинкой, – рассказывает начальник Подбельского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций Владимир Шишкин. – И он какое-то время отвечал запросам производства. Нынешний производитель, Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД», создал тренажёрный комплекс с электроприводом и тяговым электродвигателем, с практически полной реалистичностью производственных условий, что создаётся трёхмерной графикой. Для путевых машин ещё не было такого уровня тренажёра. Он был установлен в нашем подразделении и стал первым из 17 закупленных компанией комплексов, которые будут установлены на сети дорог».

Рабочее место обучающегося и пульт управления имитируют реальное рабочее место и пульт машиниста мотовоза МПТ-6 и включают в себя имитаторы пульта машиниста, крана машиниста № 394, крана вспомогательного тормоза № 254, блока индикации КЛУБ-УП, ключа ЭПК (электропневматический клапан), ОНК-140 (ограничитель нагрузки крана) и кнопок РБ (рукоятки бдительности). В кабине полный обзор, вплоть до вида в зеркалах. Обучающийся получает реальное ощущение, что находится в кабине машины. Есть возможность создания практически всех производственных, нестандартных ситуаций: поломки двигателя, выхода из строя электродвигателей, искусственных препятствий. Любых климатических условий, времён года и суток.
«Если вышел из строя электродвигатель, происходит нестандартная ситуация, машинист зачастую теряется и не знает, что делать, – рассказывает преподаватель высшей категории Олег Скобликов. – А теперь он уже не только теоретически будет готов, но и практически сможет устранить неисправность. Тихорецкий машиностроительный завод им. Воровского начал выпускать машины с двигателями постоянного и переменного тока, и они уже больше года у нас на железной дороге эксплуатируются, а обучать машинистов не было возможности. Теперь есть тренажёр с электроприводной кабиной управления, полностью компьютеризированный. Это очень интересно и перспективно для молодёжи, им нравятся бортовые компьютеры АСКУМ».

Впрочем, новый тренажёрный комплекс ещё получит своё развитие. Пока на нём нельзя имитировать нестандартные ситуации с монтажной и крановой установками. «Но производитель делал эти тренажёры для скоростных электропоездов – «Ласточек» и «Стрижей». И впервые имеет дело с путевой техникой. Тем более не знаком с особенностями работы таких машин, когда машинист должен обеспечить не только доставку бригады, но и выполнить определённую работу по части оборудования. Не все программисты могут сделать свой продукт сразу безупречным. Специалисты учебного центра указали производителю на слабые места, и он будет изменять программное обеспечение», – рассказал Олег Скобликов. В марте с работой тренажёрного комплекса познакомились заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский, начальник Московской дирекции инфраструктуры Александр Морозов и начальник Дирекции по эксплуатации путевых машин Александр Ефименко, которые высоко оценили новое учебное оборудование. Новый тренажёрный комплекс кроме учебных центров компании может использоваться также в моторвагонных депо и учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Светлана Новаковская