logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Разумный баланс

Дирекция тяги строит графики работы локомотивных бригад, чтобы создать одинаковый уровень сверхурочной работы на сети

В этом году часы сверхурочной работы локомотивных бригад снижаются по сравнению с уровнем 2019 года, что вызвано сокращением объёмов работы.

Например, в центральных районах страны объём перевозок за семь месяцев находится на уровне 98–99% от установленного правлением ОАО «РЖД» плана. При этом мы не проводим мероприятия по сокращению штата локомотивных бригад. А высвободившиеся трудовые ресурсы направляем на Восточный полигон, где объёмы перевозок продолжают расти. На Дальневосточной дороге план за семь месяцев выполнен 100,1%, на Забайкальской – на 102,9, на Восточно-Сибирской – на 100,8, на Красноярской – на 102,6, на Западно-Сибирской – на 102,8%. Тем самым мы не только обеспечиваем стабильную работу всей системы тяги, но и сохраняем примерно одинаковый уровень сверхурочной работы на всей сети.

По данным за семь месяцев, в Дирекции тяги на одного работника локомотивной бригады приходится в среднем по 5,2 часа сверхурочной работы в месяц. Это на 37,3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. И нельзя сказать, что все рады таким низким показателям. В вопросе сверхурочной работы локомотивных бригад нам приходится постоянно искать баланс, не допускающий нарушения трудового законодательства и в то же время сохраняющий возможность поддержания стабильной заработной платы локомотивной бригады. Непосредственное влияние на образование часов сверхурочной работы имеет норма рабочего времени в отчётном периоде, а также нехватка расчётной численности локомотивных бригад для осуществления повышенного объёма перевозок.

В расчёт численности на плановый объём работы мы закладываем 90 часов сверхурочной работы в год на одного работника локомотивной бригады грузового движения. Это примерно 7,5 часова каждый месяц. Не допускаем, чтобы вырабатывали больше этой нормы, обращаем внимание на данную ситуацию и настаиваем на пересмотре его графика в депо. С другой стороны, и отсутствие переработки становится поводом для регулировки индивидуального режима работы.

Кроме того, выполнение одной бригадой увеличенного к плану объёма перевозок повышает производительность труда и, как я уже говорил, отражается на уровне заработной платы локомотивщиков. Согласно трудовому законодательству сверхурочных не может быть более 120 часов в год. Максимально в один месяц можно переработать 24 часа, но в этом случае в другие месяцы придётся снизить количество сверхурочных, чтобы по году их общее время не превысило 120 часов. Считается, что при таком уровне не накапливается усталость, не создаётся угроза здоровью машинистов и безопасности движения. Когда же локомотивные бригады работают строго по норме часов, их заработная плата становится меньше, но у них появляется больше личного времени. Они могут больше отдыхать, заниматься с детьми и домашними делами.

В таком вопросе, как наличие часов сверхурочной работы, необходимо соблюдать баланс рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. Необходимость командирования с дорог со сниженным объёмом перевозок на дороги, где объём увеличен, даёт возможность не допустить снижения заработной платы у одних, а другим – возможность отдохнуть между поездками чуть больше, не теряя доход.

ГУДОК