logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Сенаторы прислушались к железной дороге

В Совете Федерации обсудили исполнение ДПР в 2020 году


В Совете Федерации на минувшей неделе состоялись парламентские слушания о реализации Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» (ДПР) до 2025 года. Участники обсудили инфраструктурные проекты и то, как пандемия COVID-19 повлияла на выполнение параметров программы. В ОАО «РЖД» сообщили о планах по обновлению подвижного состава и предложили правительству изменить налоговую нагрузку для высокоскоростных магистралей (ВСМ).
Парламентские слушания прошли в гибридном формате с подключением участников по видео-связи. На заседании присутствовали представители ОАО «РЖД», министерств и ведомств, региональных органов власти и отраслевых предприятий. Основной темой слушаний стала реализация инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта и выполнение программы по обновлению подвижного состава. 

Как рассказал парламентариям первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, в ДПР изначально закладывался среднегодовой рост погрузки на 2,4% в базовом сценарии и на 3,8% – в оптимистичном, но из-за пандемии прогнозы не реализовались: по итогам 2020 года погрузка снизилась на 2,7% к уровню 2019 года. С учётом резкого снижения пассажирских перевозок – на 27% – сократились доходы компании, что поставило под угрозу реализацию инвестиционной программы. Тем не менее привлечь необходимые средства в результате позволили бессрочные облигации. «Мы практически вытащили инвестпрограмму 2020 года в её оригинальном варианте – это 717 млрд руб. – и решили все основные задачи по безопасности, новому строительству, обновлению состава, работе с поставщиками. Все основные показатели ДПР мы исполнили. Это подтвердило положительное заключение, выданное по итогам аудита ДПР компанией Ernst & Young», – заявил Вадим Михайлов. 

Один из пунктов ДПР – обновление подвижного состава ОАО «РЖД» к 2025 году. Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев рассказал, что компания в этом году завершит разработку технических требований к магистральным и маневровым локомотивам для работы на малодеятельных участках и на Северном широтном ходу, подготовит техзадание на новый электровоз и тепловоз для Восточного полигона. При этом весь приобретаемый современный подвижной состав соответствует действующим природоохранным требованиям. «Один из наиболее перспективных проектов на сегодняшний день – проект организации управления движением электропоездов на МЦК в автоматическом режиме. Этот проект самодостаточен: 47% этих поездов генерируют электроэнергию, а остальные – потребляют её. Следующим шагом будет реализация полностью беспилотного режима, когда техника и автоматика позволят, как мы рассчитываем, получить абсолютно чистый экологически проект», – отметил Сергей Кобзев. 

В настоящее время, по словам Сергея Кобзева, научным комплексом компании прорабатывается проект создания подвижного состава с минимальными уровнями шума и выбросов. К 2024 году предполагается провести модернизацию тепловозов и обеспечить замещение потребления дизельного топлива природным газом на 11%, целевой ориентир к 2030 году – повысить этот параметр до 25%. Помимо этого ОАО «РЖД» совместно с «Росатомом» и «Газпромом» планирует проект по организации движения поездов на водородном топливе. Опытным полигоном, как сообщил Сергей Кобзев, станет остров Сахалин. 

Участники слушаний также обсудили два крупнейших инфраструктурных проекта – Восточный полигон и ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Аудитор Счётной палаты РФ Валерий Богомолов напомнил, что сроки завершения первого этапа развития БАМа и Транссиба неоднократно переносились и до сих пор программа модернизации Восточного полигона не синхронизирована с мероприятиями по электрификации регионов Дальнего Востока. 
«Согласование Минтрансом и Минэнерго, ОАО «РЖД» и ПАО «Россети» графика строительства объектов энергоснабжения произведено без детализации в части объектов железнодорожной инфраструктуры. Соответствующие изменения не внесены в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2025 года. Данные мероприятия необходимо учесть в утверждаемых ежегодно схемах и программах развития единой энергетической системы России и электроэнергетики субъектов РФ», – поддержал позицию Счётной палаты председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. 

Что касается ВСМ, то здесь с предложением к сенаторам, в свою очередь, обратились представители ОАО «РЖД». По словам начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони, нужно определить особый порядок пользования недрами для нужд ВСМ, сократить сроки изъятия и предоставления земельных участков для нужд строительства объектов магистрали и законодательно закрепить само понятие «высокоскоростное движение». Также нужно решить вопрос с налоговыми ставками на имущество и НДС. «Когда будет осенняя сессия, хотим обсудить вопрос освобождения ВСМ от НДС и налога на имущество, потому что иначе с такой налоговой нагрузкой проект «не взлетит», – заметил Вадим Михайлов. 

О необходимости установить льготные налоговые ставки для ОАО «РЖД» также заявил на парламентских слушаниях генеральный директор, председатель Учёного совета Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян Он отметил, что индексация тарифов РЖД, которая необходима для реализации инвестпрограммы и ДПР, отстаёт от динамики цен на промышленную продукцию, а государственных мер поддержки железнодорожного транспорта недостаточно. Поэтому, как считает эксперт, целесообразно освободить от уплаты налога на имущество новые инфраструктурные объекты железнодорожного транспорта, а высвободившиеся средства могут быть направлены на дальнейшее развитие инфраструктуры. Также имеет смысл закрепить ставку налога на имущество для существующих инфраструктурных объектов на уровне 1,6% в долгосрочной перспективе, говорит Юрий Саакян. «Целесообразно отменить оплату ОАО «РЖД» акцизов на дизельное топливо, которое применяется в локомотивах. На текущий момент доходы от акцизов используются для финансирования содержания и реконструкции автомобильных дорог. Данные средства целесообразно направить на развитие железных дорог», – заявил генеральный директор ИПЕМа. 

Сейчас в ОАО «РЖД» идет работа по корректировке ДПР с учётом итогов первого полугодия 2021, сообщил Вадим Михайлов. Однако первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» не уточнил, какие именно изменения предполагается внести. «Исходя из тех параметров, которые нам сейчас даёт Министерство экономического развития, мы откорректируем ДПР. Те цели и задачи, которые перед нами поставлены правительством и указом президента, выполним», – заверил Вадим Михайлов. 

Как отметил Андрей Кутепов, по итогам слушания будут подготовлены и утверждены рекомендации, впоследствии они лягут в основу новых законодательных инициатив. 

Мария Абдримова