logo
logo
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Укажите ваши данные для регистрации

Жизнь, уложенная в график

Женщины – помощники машиниста успешно осваивают новую профессию на сети российских железных дорог


С 1 января в России профессии машиниста и помощника машиниста электропоезда, а также машиниста скоростных и высокоскоростных поездов стали доступны для женщин. Сегодня уже более 50 женщин помогают вести локомотивы на сети РЖД. Корреспондент «Гудка» провёл день с помощником машиниста локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской дирекции тяги Оксаной Соколовой, чтобы узнать, как складывается её жизнь и работа.
Дом у железной дороги 

Обязательное перед каждым рейсом прохождение теста на знание правил безопасности
У помощника машиниста давление и пульс должны быть в норме
День 23 июля у Оксаны начался, как обычно, рано, в 7 часов 10 минут утра, и после завтрака обещал быть насыщенным: днём – поход с дочкой по магазинам, затем отдых, а потом выход в ночной рейс – поезд № 12 сообщением Екатеринбург – Тюмень отправляется в 23 часа 40 минут. 

Все железнодорожники подчинены ритму работы дороги, расписанию движения. Опаздывать на работу нельзя: смена локомотивной бригады – это как сдача-приём поста часовыми, все действия обозначены регламентами, для выполнения каждого есть определённый набор действий, и на них отводится строго определённое время. 

С самого детства Оксана слышала стук колёс проходящих поездов. В Сургуте, где она провела детство, дом стоял у самой железной дороги. «Увидишь, машинист в окошко смотрит, помашешь ему рукой, а он улыбается и в ответ тебе машет. Наверное, тогда и мечта родилась у меня, тогда ещё маленькой девочки, – трудиться на стальной магистрали. Получается, что мысли материальны, а желания сбываются не сразу», – говорит наша героиня. 
«Получилось так, что династию железнодорожников начал создавать старший сын. Он первым пришёл на железную дорогу. До этого в семье у нас не было работников транспорта. Моё образование тоже никак не связано с железнодорожными специальностями: рядом с домом был кулинарный техникум, вот его я и окончила. Но года два назад поставила цель – устроиться на работу в РЖД. Искала вакансии на сайтах, в газетах. Слышала, что на дороге обучают нужным специальностям. Прошлым летом увидела информацию о наборе на Свердловской дороге женщин на курсы помощника машиниста. Решила подать документы для обучения и попробовать свои силы. Мне повезло, меня приняли», – рассказывает Оксана. 


Дела домашние 

Утро тем временем уже заканчивается. Семья позавтракала. Старший сын ушёл на работу, средний тоже – нашёл себе на лето подработку. Дочка Елизавета через три дня отправляется на отдых в детский оздоровительный центр в Талицу. И сейчас ей и её маме нужно проехать по магазинам – кое-что докупить для отдыха будущей пятиклассницы. 

Стрелки часов неумолимо отсчитывают минуты. Внимания Оксаны ждёт ещё один полноправный член семьи. Собачку Белочку Оксана в своё время взяла из приюта. «Она каждый раз радуется, когда я возвращаюсь домой, прыгает, старается лизнуть меня в щёку, – рассказывает наша героиня о питомице. – А сейчас нужно с ней погулять». 


К рейсу готова 

Наступает вторая половина дня. Уже доделаны домашние дела, приготовлен ужин – ведь вечером мамы не будет дома. Поход по магазинам сложился удачно – все обновки собраны, сложены в сумку. В доме наведён порядок. Мамина форма – китель и брюки – висит отутюженная на плечиках. Сейчас их хозяйке необходимо отдохнуть перед сменой. 
«Отдых для машиниста и для помощника машиниста – не менее важное дело, чем сама смена. Можно сказать, что с этого смена и начинается. Тем более если поездка предстоит ночная. Конечно, сейчас помощник машиниста уже не настолько загружен физически – многие функции берёт на себя автоматика, но ты должен вовремя увидеть сигнал, который подают автоматические средства слежения, понять его и правильно отреагировать. В рейс необходимо выходить со светлой головой и с хорошим состоянием здоровья», – считает Оксана. 

Она добавляет, что, если у работника локомотивной бригады нет возможности отдохнуть дома, он может воспользоваться созданным специально для этого домом отдыха локомотивных бригад. «Но мои дети прекрасно понимают, что мама идёт в ночную смену, поэтому я и дома спокойно могу отдохнуть», – улыбается она. 

А по прибытии в Тюмень Оксана будет восстанавливать силы в доме отдыха локомотивных бригад, где созданы все необходимые условия. «Все пункты отдыха машинистов на дороге хорошо оборудованы. В них есть всё, что нужно для спокойного отдыха», – замечает она. 


Поезд прибудет вовремя 

От дома до вокзала ей предстоит около часа дороги по Екатеринбургу. Смеркается. Оксана садится в электричку на окраине города. Через 50 минут она войдёт на проходную, отметит в специальном автомате своё прибытие в локомотивное депо и зафиксирует выход на смену. 

Дальше строго заведённый порядок: предрейсовый медосмотр, получение путевых документов и формуляров. Процесс привычный, последовательность не нарушается. Несколько минут на прохождение вместе с машинистом теста на знание правил безопасности при работе в локомотиве. 
«Помощник машиниста отвечает за безопасность движения и исправность локомотива. Он осматривает при приёме локомотива целостность и работу тормозных колодок, колёсных пар, сцепки и других устройств. Это моя обязанность, машинист в это время занят проверкой автоматики в кабине. Те, кто передаёт ему электровоз, должны озвучить свои замечания по состоянию локомотива, если таковые есть. Идёт передача документации. Мы с машинистом Сергеем Чалуниным сработались. Он мне доверяет, да я и сама стараюсь свои обязанности выполнять на отлично. Иначе состав с пассажирами вовремя на станцию прибытия может и не попасть. В моей небольшой практике этого ни разу не было, надеюсь, что и дальше подобного не случится. Во всяком случае, по нашей вине», – комментирует Оксана, осматривая, подсвечивая фонариком ходовую часть электровоза. 

С Сергеем Чалуниным Оксана работает вместе почти полгода. «Когда её назначили мне в помощники, я волнения и сомнений не испытывал. К делу Оксана относится очень ответственно, мимо её глаза ничего не проскочит. Выводы делает точные. Настроение у неё всегда хорошее, работоспособность высокая. Очень ответственная и внимательная. Считаю, что у нас сложилась отличная бригада», – констатирует машинист. 


Не «женская» профессия 

Со времён паровоза братьев Черепановых считалось, что машинист – чисто мужская профессия. Хотя известно, что в 30-х годах прошлого века в СССР создавались и отлично себя зарекомендовали женские паровозные бригады. Поезда они водили не хуже мужчин, да и локомотивы сами обслуживали и ремонтировали. Во время Великой Отечественной войны женщины пришли на смену ушедшим на фронт мужчинам, освоили разные профессии, в том числе и профессию машиниста. Они доблестно трудились по всей стране, внося свой огромный вклад в Победу. 

Приведу занимательный диалог, который мне довелось услышать этим вечером в диспетчерской между мужчинами-машинистами: 
– Я уже несколько лет без помощника езжу, вполне справляюсь. Моё решение – моя ответственность. А тем более помощник-женщина… Это профессия для мужиков. 
– Да Оксана половину дел с меня снимает! Важно, не кто у тебя помощник – женщина или мужчина, а как ты сам должностные нагрузки распределяешь. Я всё время с помощником езжу. 

А вот как характеризует Оксану начальник эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Илья Казанцев: «При формировании этой бригады мы учитывали возрастные, морально-деловые и психологические качества машиниста и помощника. Оксана Соколова в период обучения показала высокие результаты, чем меня приятно удивила. По делу въедливая, внимательная, задаёт вопросы, которые касаются совершенствования в профессии. Однажды на станции Аксариха при приёмке электровоза обнаружила открытый ящик подкузовного оборудования, проявив бдительность. На совещаниях я уже не раз приводил её работу в пример молодым парням – помощникам машиниста. Могу сказать, что она на 100 процентов на своём месте. У неё есть желание работать и совершенствоваться, что я как руководитель только приветствую. Кроме Оксаны в нашем депо трудятся ещё шесть женщин – помощников машиниста. Все они работают добросовестно, ответственно подходят к своим обязанностям». 


Мечты и перспективы 

На вопрос, что она почувствовала, когда в первый раз многотонный электровоз послушался её команд и двинулся с места, Оксана смеётся: «Ничего не успела почувствовать. Как ребёнок, прилипла к лобовому стеклу и смотрела как заворожённая, как мы едем. А после… Работа есть работа». 

Обязанности помощника чётко определены должностными инструкциями, а уставы, как говорят в армии, написаны кровью. Так и на железной дороге. Поэтому здесь не до романтики – труд машиниста и его помощника сложен, отвлекаться некогда. 
С некоторыми своими сокурсницами по курсам помощников машиниста Оксана иногда видится. Чаще – списывается в чатах. Все стараются между собой делиться опытом. 

– А не страшно ночью работать? 
– Нет. Вот, смотрите, пока я локомотив осматриваю, у первого вагона наряд нашей службы безопасности, тут же недалеко наряд полиции. Расписание построено так, чтобы машинист по возвращении мог воспользоваться транспортом. В семье у меня уже почти все взрослые, могут обслужить себя сами. Если я задерживаюсь, а такое бывает, находят время погулять с Белочкой. Ни страха, ни сложностей работы в ночную смену нет. 

– Оксана, ваша мечта сбылась – вы в кабине электровоза. Что дальше? 
– Намерена этой осенью поступать в железнодорожный техникум. Буду сдавать экзамен на машиниста. О дальнейшем пока не загадываю. 

Локомотив принят. На часах 23 часа 39 минут. Бригада готова в путь. 
– Помашите рукой читателям «Гудка» за минуту до отправления! 

Оксана Соколова с удовольствием выглядывает в окно и машет рукой. Наверное, так же, как её в детстве приветствовал машинист поезда, проходящего рядом с домом. 

Николай Королёв 
Екатеринбург